Судан

СТОЛИЦА


Хартум(местопребывание правительства), Омдурман(парламент).

НАСЕЛЕНИЕ


Население древнего северного Судана претерпело радикальные изменения в Средние века в результате частых миграций арабов-кочевников и их браков с местным населением. На севере ислам является доминирующей религией, а арабский язык – основным языком общения; арабские корни населения общепризнанны. В городах и других населенных пунктах широко распространенная до 20 в. племенная система организации социальной жизни населения отмирает или разрушается, однако в условиях кочевого образа жизни она все еще служит объединяющим фактором. Арабоязычное население преимущественно оседлое и приурочено к долинам рек и районам, где выпадает достаточное количество осадков для выращивания сельскохозяйственных культур. Кроме того, на арабском языке говорят кочевники, пасущие верблюдов и овец в прилегающих степях, имеются также арабы-скотоводы (баггара) южного Дарфура и Кордофана. Некоторые мусульманские племена на севере страны не знают арабского я, это прежде всего кушитоязычные беджа на побережье Красного моря, донгола и другие нубийские народы, живущие в долине Нила и фур из Дарфура.

До середины 19 в. территория Судана к югу от 12° с.д. не подвергалась нашествию арабов или же арабизированных северных народов. До сих пор местное население не приняло ислам. В этническом отношении оно принадлежит к нескольким группам и говорит на разных ях. Основные группы населения южного Судана – нуба, занимающиеся земледелием на склонах южного Кордофана; шиллук, которые обитают в долине Белого Нила и управляются весьма почитаемыми вождями; многочисленные племена динка, которые пасут скот на равнинах к востоку от Белого Нила и в долине р.Эль-Газаль, а также азанде, живущие в горах на междуречье Нила и Конго.

В Судане проживает незначительное число иностранцев. Греки и в меньшей степени армяне, индийцы и йеменцы контролируют значительную часть городской розничной торговли. Мусульмане-переселенцы из стран, расположенных к западу от Судана, прежде всего из Нигерии, составляют основную рабочую силу на хлопковых плантациях в Эль-Гезире (междуречье Белого и Голубого Нила). В сфере внешней торговли, техники и высшего образования велика роль европейцев (главным образом англичан), но они редко живут в стране постоянно. Государственным языком является арабский, достаточно широко распространен английский, образованная часть населения Юга порой использует именно его как средство межнационального общения.

ГЕОГРАФИЯ


Государство находится в Северо-восточной Африке. Граничит с Ливией, Египтом, Эритреей, Эфиопией, Кенией, Угандой, ДРК, ЦАР и Чадом. На северо-востоке омывается Красным морем. 
Большая часть территории Судана представляет собой обширное плато средней высотой 460 м, имеющее общий уклон с юга на север. Его центральные части почти плоские, однако поверхность постепенно поднимается в западном и восточном направлениях к более высоким частям плато. На юге, вдоль границы с Угандой, и на востоке, вдоль границы с Эфиопией и вдоль берега Красного моря, простираются горы. В пограничных с Угандой горах находится высшая точка страны гора Киньети (3187 м).

КЛИМАТ


Количество осадков и продолжительность влажного сезона уменьшаются по направлению с юга на север. На крайнем юге выпадает более 1500 мм осадков в течение девяти месяцев. Далее к северу находится саванна с чередованием влажного и сухого сезонов, которая сменяется семиаридными и, наконец, исключительно аридными условиями. На юге круглый год стоит жаркая погода, а на севере жаркое лето сменяется умеренно теплой зимой. В Джубе на юге страны среднее годовое количество осадков превышает 970 мм, и их основная часть выпадает с апреля по октябрь. Средние температуры колеблются от 26° С во влажные месяцы (июль-август) до 29° С в сухие месяцы (февраль-март). На протяжении всего года дневные температуры достигают 30–37° С.

В Хартуме на севере семиаридного центрального Судана годовая сумма осадков составляет всего 150 мм, и они большей частью выпадают в виде ливней в период с июля по сентябрь. Средние температуры колеблются от 23° С в январе до 34° С в начале июня. В начале лета дневные температуры нередко превышают 43° С.

Крайний север Судана почти не получает осадков: в отдельные годы несколько ливней приносят от 13 до 25 мм. Средние температуры колеблются от 16° С в январе до 33° С в июне – августе. Максимальные летние дневные температуры иногда достигают 43–49° С.

Прибрежная зона находится под влиянием теплых морских вод. В Порт-Судане средние температуры колеблются от 23° С в феврале до 35° С в августе. Незначительное количество осадков выпадает с октября по январь и в июле-августе, но общая годовая сумма не превышает 100 мм. Более того, воздух постоянно влажный, ночью прохладно. Из-за жарких влажных дней и душных ночей на протяжении большей части года климат побережья считается одним из самых неблагоприятных в мире.

ЯЗЫК


Арабский.

ВАЛЮТА


Суданский динар.

РЕЛИГИЯ


Хотя все арабские переселенцы были мусульманами, насаждение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15–17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских миссионеров и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были членами религиозных орденов (тарика), и суданский вариант ислама характеризовался преданностью рядовых мусульман главе ордена и приверженностью к аскетическому образу жизни. В начале 19 в. сформировалось новое религиозное направление Хатмийя, в котором до сих пор сохраняется влияние потомков его основателя Миргани. В период турецко-египетского правления в 19 в. усилились контакты между суданским и более ортодоксальным и утонченным египетским исламом. В 1881 началось мессианское движение суданского религиозного реформатора Мухаммеда Ахмеда, который объявил себя махди (мессией, возвещающим о скором пришествии пророка) и призвал к борьбе за восстановление истинного ислама. Его последователи стали называться ансарами (по названию созданного ими дервишского ордена). В сегодняшнем Судане именно Ансар и Хатмийя являются самыми влиятельными религиозными сектами, Ансар преобладает в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила, Хатмийя – на севере и востоке страны. Как правило, обе секты играют важную роль в политической жизни Судана.

Приход арабов постепенно свел на нет влияние христианства, религии средневековой Нубии, государства в долине Нила. В 19 в. на территории Судана еще действовали несколько католических миссий, которые без особого успеха вели религиозную пропаганду среди языческого населения. В период англо-египетского кондоминиума (1899–1955) в соответствии с распоряжениями английской администрации деятельность христианских религиозных миссий разрешалась лишь в южной части страны, и католические и протестантские миссионеры действовали в строго определенных районах. В 1964 правительство Судана выдворило из страны всех иностранных миссионеров. Хотя такое решение таило серьезную угрозу для жизнедеятельности местных христианских церквей, поскольку затрудняло приезд новых священнослужителей и придавало новый импульс для исламизации южных областей, к этому времени христианство на юге пустило уже столь глубокие корни, что это позволило ему не только выжить, но и укрепиться при поддержке местных властей.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ


Республиканская форма правления. Глава государства и правительства - президент. Законодательная власть принадлежит парламенту (переходному Национальному Совету).

ЭКОНОМИКА


Основу экономики Судана составляет сельское хозяйство, ориентированное на выращивание хлопчатника. Благосостояние страны зависит от цен на хлопок на мировом рынке. До развертывания гражданской войны в конце 1980-х годов Судан почти полностью обеспечивал себя продовольствием.

ВРЕМЯ


Отстает на 1 час от московского

ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ 


В столице много парков, есть национальный музей, а также музей естественной истории при университете. Нац. парки Бома, Джидер, Саутерн, Нимуле и др.